Невыносимый шеф: уйти или остаться?
По какой причине люди увольняются чаще всего? Оказывается, небольшая зарплата или отсутствие карьерного роста не так уж часто являются определяющими факторами. Подавляющее большинство уходит не с работы, а от плохих начальников! По разным данным, "плохой начальник” является причиной увольнения каждого третьего сотрудника. А Чандра Луис, специалист по менеджменту, и вовсе убеждена, что именно из-за проблем с начальством увольняются до 80% работников. Хотя менеджерам по управлению персоналом, говорит она, зачастую сообщают совсем иные причины ухода с работы... Чем он плох? Невыносимый шеф не только отравляет жизнь в рабочее время, но в целом опасен для здоровья. Шведские ученые выяснили, что чем дольше человек работает с плохим начальником, тем выше риск возникновения у него сердечных заболеваний. Участников исследования попросили оценить компетентность своего руководства. Оказалось, что у тех, кто низко оценил компетентность начальника, шанс возникновения заболеваний сердца оказался на 25% выше. У тех же, кто работал с "плохим начальником” четыре и более лет, этот показатель составил 64%. Как известно, сколько людей — столько мнений, поэтому каждый сотрудник вкладывает собственный смысл в понятие "плохой начальник”. Общая тенденция такова: плохой начальник — это тот, кто не дает нормально работать. И, как показал анализ интернет-газеты, ему присущи вполне определенные черты: — некомпетентность; — непоследовательность; — нежелание прислушаться к сотрудникам; — боязнь принимать самостоятельные решения; — тяга к созданию странных правил и инструкций; — наличие любимчиков; — самоутверждение за счет публичного унижения других; — глупость; — жестокость; — равнодушие; — неумение признавать свои ошибки. "Самый плохой руководитель — это руководитель, который желает нравиться сотрудникам и готов принести в жертву "хорошим отношениям” истинные интересы группы. При этом он может быть приятным или не очень, добрым или злым, но если он не ставит производственные интересы выше любых других, он — плохой руководитель. Такой человек по-настоящему опасен для здоровья, так как в этой группе не будет побед”, — убежден консультант по управлению VISOTSKY consulting Александр Высоцкий. Если говорить о другой категории "плохих руководителей”, а именно о руководителях с подавляющими наклонностями, то, по мнению эксперта, они опасны в первую очередь тем сотрудникам, которые не уверены в себе и собственных результатах. "Неуверенность — это открытые двери для подавления. Если сотрудник не уверен в себе, то даже недобрый взгляд руководителя его "сплющит”. Иммунитет есть только у высокопроизводительных сотрудников, они наиболее стойкие”, — отметил Высоцкий интернет-газете. Советы начальникам Специалисты единодушны: если сотрудники плохо справляются со своими обязанностями, в большинстве случаев в этом виноваты начальники. В связи с этим психологи не устают давать руководителям больших и малых рангов советы по поводу того, как стать лучше в глазах подчиненных: — критикуйте только наедине; — прислушивайтесь к предложениям подчиненных; — чаще хвалите сотрудников; — сделайте систему поощрений и взысканий прозрачной и понятной; — поощряйте развитие и повышение квалификации сотрудников; — будьте гибким и давайте подчиненным свободу действия; — четко формулируйте свои требования; — умейте признавать свои ошибки. Умение признавать свои ошибки — это одно из наиболее ценных качеств руководителя, уверена психолог Марина Деркач. "Способность сказать во всеуслышание, что был неправ, присуща настоящим личностям, знающим себе цену. Признание ошибок — первый шаг к оздоровлению психологического климата в коллективе, а здоровый климат — ключ к успеху. Многочисленные исследования показывают, что сотрудники, удовлетворенные работой, намного более производительны, а удовлетворенность работой напрямую зависит от отношений с начальством”, — рассказала психолог интернет-газете. Что делать? Но что делать, если плохой начальник ни в какую не желает прислушаться к советам психологов и день ото дня становится только хуже? Ответ, который лежит на поверхности, — менять работу. Но бывает так, что все остальное на рабочем месте — зарплата, коллектив, перспективы карьерного роста, месторасположение — устраивают. В этом случае придется попытаться максимально нейтрализовать негативное воздействие вредного для здоровья руководителя. А для этого нужно придерживаться нескольких несложных правил: — не бояться шефа: в конце концов, худшее, что он может сделать, — это уволить; — не лебезить и не подлизываться; — не спорить по пустякам; — если шеф ошибается, но не хочет этого признавать, есть два варианта: выполнить все, что он требует, до "последней буквы” или попытаться внушить ему, что правильная (ваша) идея на самом деле принадлежит ему; — записывать все распоряжения шефа и периодически уточнять приоритетность их выполнения; — свести общение с шефом до минимума — то есть общаться исключительно по его инициативе — и, разумеется, качественно и в срок выполнять свою работу! Если вы хотите достичь многого в компании, если вам важна компания, в которой вы работаете, конечно, нужно противостоять и побеждать, советует Высоцкий. Даже поражение будет лучше, чем отступление "без боя”, считает эксперт. Если же в принципе компания безразлична, лучше поискать другое, более комфортное место под солнцем. Однако не стоит увлекаться подобным способом решения проблем, иначе вряд ли удастся достичь в жизни чего-то достойного. "Уйти или остаться? Каждый должен делать свой выбор сам. Для кого-то нет ничего проще жить, постоянно приспосабливаясь, но компенсировать это неплохой зарплатой и близостью работы от дома. Но если восемь рабочих часов становятся невыносимыми, если в понедельник вы идете на работу как на каторгу, если периодически вы толпитесь в числе других "коллег по несчастью” перед директорской дверью с единственным вопросом "Ну как у него сегодня настроение?”, то, возможно, лучше сменить работу? Поверьте, начальники, которые уважают своих подчиненных, вовсе не такая редкость, как принято считать”, — говорит Деркач и дает дельный совет. Прежде чем сделать окончательный вывод о том, что ваш начальник — полный придурок, неплохо было бы задать себе вопрос: ладит ли он с остальными подчиненными? Если да, то, скорее всего, проблема не в руководителе... Кстати, пару лет назад активисты рабочего движения в США предложили свой способ нейтрализовать невыносимых начальников, решив разместить свои жалобы на них в Интернете. Однако данной идее так и не суждено было охватить широкие массы служащих. Многие из них начали сообщать, что начальник, полностью оправдывая свое звание "плохой”, отслеживает все действия сотрудников за рабочим компьютером, в связи с чем писать пасквиль в рабочее время становится весьма проблематично!
Наталья МИЧКОВСКАЯ
|