Останнім часом у засобах масової інформації все частіше почали з’являтись матеріали, що так чи інакше стосуються таємниць та корупції у ФПУ. Особливо загострюються ці публікації стосовно майнових інтересів «Укрпрофздарници». Думаємо, що даний матеріал (лише один з багатьох) буде цікавий широкому колу читачів.
УКРАИНСКИМИ ПРОФСОЮЗАМИ ПРАВИТ БАНДА «КАПИТОШКИ»?
«Комсомолка» пыталась найти ответ на вопрос, кто и зачем разбазаривает собственность ФПУ.
«НАРУЧНИКОВ ХВАТИТ НА ВСЕХ»
«Как-то утром приехали бритые мальчики, с ружьями. Все мы пережили настоящий шок, дети плакали, родители не знали куда деться. Выяснилось, что это дележ собственности со всеми вытекающими, в т.ч. крушением окон и мебели, сменой замков, нарядами милиции... Короче, отдых оказался испорчен». Такие отзывы о санатории «Ясная Поляна» в Гаспре можно найти на интернет-сайтах. Речь о том, как санаторий пытались захватить в 2007 году. Тогда вмешалась милиция. «У нас хватит наручников на вас на всех», - предупредил нападавших начальник Ялтинского ГУ МВД. Но еще несколько лет попытки захватить «Ясную Поляну» - единственный в Крыму санаторий матери и ребенка, находящийся на балансе предприятия «Укрпрофздравница» при Федерации профсоюзов Украины продолжались. Депутаты поселкового совета Гаспры только руками разводили: «Где санаторию будет лучше - в составе «Укрпрофздравницы» или у частного инвестора, который может дать ему новую жизнь неизвестно»... Может, и неизвестно - ну а как же права собственности? Да и неправда, что неизвестно. Один только пример: продали санаторий «Альбатрос» в Алуште коммерческой структуре, сейчас на его месте отель «Крымская Ривьера». Стоимость номера -150-600 долларов, то есть в десятки раз дороже, чем в прежнем санатории. По карману далеко не всем... Речь идет именно о профсоюзной собственности. Точнее, о санаториях Федерации профсоюзов Украины. При ней еще в 1991 году создали ЗАО «Укрпрофздравница», ставшем оператором всех профсоюзных санаториев. Их в Украине тогда насчитывалось 330. Каждый - с 30-50 гектарами земли, обычно в парковой или прибрежной зоне. То есть каждый - лакомый кусок для дельцов и проходимцев.
СЦЕНАРИИ БУДУЩИХ РЕИДЕРСКИХ ЗАХВАТОВ РЕПЕТИРОВАЛИ НА ПРОФСОЮЗНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
«Ясную Поляну» действительно захватывали по всем правилам классического рейдерства. Некое предприятие «КОВиК» - название запомним - оно, как окажется впоследствии, весьма знаковое - предложило руководству санатория отремонтировать несколько заброшенных корпусов. - Согласно условиям договора инвесторы должны были достроить лечебный корпус, провести капитальный ремонт трех корпусов. Фактически санаторий выступал недвижимостью, а они финансистами, прибыль должны были делить 50 на 50, -рассказывал директор «...Поляны» Владимир Давтян. - Но вместо этого через харьковский суд «КОВиК» получил эти три корпуса в собственность, а затем продал ЗАО «Ясная Поляна». Компанией этой владели те же люди, которые продали корпуса. В учредители ЗАО «Ясная Поляна» они ввели также Яну Клочкову. Появление Золотой Рыбки - как раз и есть момент классического рейдерства. Именем знаменитой спортсменки попросту решили прикрыться. К слову, Яна и сама это поняла через некоторое время. «Года два назад мы летели в самолете с молодым человеком, который предложил нашей семье стать совладельцами одного литейного завода. Идея была хорошая, мне поначалу нравилось... - рассказала Яна. - Но спустя где-то полгода стало ясно, что людям нужно было просто мое имя... Потом нам предложили стать совладельцами санатория «Ясная Поляна» в Крыму. Но повторилась такая ситуация, как и с заводом... Лучше заниматься благотворительностью»... Случай с «Ясной Поляной» примечательный тем, что он далеко не единственный. «Проедьтесь по Южному берегу Крыма, обратите внимание, сколько объектов обнесено высокими заборами (имею в виду санатории, части санаториев, парков и т. д.), все они огорожены после рейдерских захватов!», - пишет крымчанин на форуме сайта. - Рейдерские захваты заводов, о которых сейчас вовсю пишут, репетировали на профсоюзных санаториях, - считает Олег Соловей, юрист, долгое время проработавший в системе ФПУ. - До 2001 года здравницы не продавали, были лишь единичные случаи. Но с появлением во главе «Укрпрофздравницы» Эдуарда Колесника (сейчас ему 70 лет) все изменилось. В 2001-2005 годы 200 (!) санаториев продали или передали в коммунальную собственность. Уставной фонд ЗАО «Укрпрофздравница» за эти же годы уменьшился на 200 миллионов.
ЗАЧЕМ ОТДАВАТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ КОЗЫРЬ
Маленькая иллюстрация: знаменитую воду «Поляна Квасова» добывают на территории одной прикарпатской здравницы. Можно примерно оценить доход производителей. Но что интересно: санаторию они платят за аренду 100 гривен в месяц. Причем бизнес здесь ни при чем. Такой договор заключали непосредственно с ФПУ. Как бы ни критиковали Маркса, но конфликт между буржуазией и пролетариатом никто не отменил. Во всем мире именно интересы трудящихся защищают профсоюзы. Используют разные методы - от забастовок, от которых и по сей день периодически трясет Европу, до судебных разбирательств. Для этого же - защиты рабочих и служащих - профсоюзы создавались и в Украине. Но у нас они с самого рождения отличались удивительной беззубостью. Возможно, потому, что испокон веку руководство ФПУ предпочитало дружить с властью, а не спорить с нею и само, как правило, представляло собой правящую власть... Ощущается это особенно остро именно в разгар финансового кризиса, к которому в Украине добавился кризис политический. Скажите, кому реально помог профсоюз защититься от сокращения штатов, незаконного увольнения, невыплаты зарплат? Пусть даже не сейчас - 5, 10 лет назад. Работа «в этом направлении» всегда активно проводилась лишь в речах руководителей ФПУ... Санатории, по сути, единственный козырь, который оставался до последнего времени у профсоюзов. Худо-бедно, можно было получить путевку, поправить здоровье, отдохнуть с ребенком. Спрашивается: почему руководство ФПУ упускает и эту свою возможность, а заодно и миллиарды долларов, в которые оценивают профсоюзную собственность? Ответ очевиден, хотя и требует доказательств: на подобных «потерях» греют руки именно те люди, которые стоят у руля ФПУ.
WHO IS MR. КЛЕНИН?
В ноябре 2008 года председателем ФПУ неожиданно избрали народного депутата от Партии регионов Василия Хару. Его не было среди 11 кандидатов, предложенных съездом. «Остались Романюк и Тесленко - второй тур... Барабанная дробь», - писал по этому поводу неизвестный активист ФПУ в своем. Следующая запись выглядит так: «ОППА! Хара...» - С приходом Хары дела в ФПУ кардинально изменились, - рассказывает Олег Соловей. - Профсоюзную собственность разворовывали и раньше, но никогда еще почву для этого не готовили так нагло и открыто, как теперь... «Метастазы пошли на удивление быстро: на ключевые посты уже поставлены «свои» люди, к руководителям подразделений приставлены «комиссары», наделенные полномочиями большими, чем сами начальники», - вторит ему все тот же блоггер. О ком речь? В декабре 2008 года секретарем ФПУ назначили Игнатова Игоря Валентиновича. Первым замом руководителя ЗАО «Укрпрофздравница» по экономике и финансам - Кленина Олега Владимировича. Что любопытно, именно от инициалов последнего образуется знакомое уже название рейдерской фирмы «КОВиК», пытавшейся захватить «Ясную Поляну» (последние две буквы расшифровываются как «и компания»). А теперь прочтите еще раз, какую должность занимает Олег Кленин...
ВТОРОЙ ЧЕЛОВЕК В ФПУ БЫЛ ОБЪЯВЛЕН В РОЗЫСК ГЕНПРОКУРАТУРОЙ
Что до Игоря Игнатова, то здесь все сложнее. Генпрокуратура Украины обвиняет его в связях с организованной преступной группой Александра Капитонова и Сергея Галицкого (бандой «Капитошки»), как раз и специализировавшейся на рейдерских захватах предприятий. По данным Главного управления по борьбе с оргпреступностью МВД Украины, именно Игнатов разрабатывал для «капитошек» схемы рейдерского захвата санаториев ФПУ. 29 апреля нынешнего года Игнатова объявили в розыск, а 3 июня задержали, инкриминируя, в частности, вымогательство (ст. 189, ч.4 Уголовного кодекса Украины). Вина его, впрочем, не доказана. Идет следствие. Как ни странно, вскоре после задержания Печерский суд Киева изменил Игнатову меру пресечения на подписку о невыезде. Игнатов пребывает в статусе обвиняемого, но в виновность своего подчиненного Василий Хара не верит. - Он ходил все это время на работу, - недоумевал Хаара вскоре после задержания Игнатова, общаясь с корреспондентом «Экономических известий». - Более того, 1 мая он весь день был на митинге на плошали Независимости, выступал. Почему тогда и вплоть до 3 июня его никто не задерживал?.. Игорь Игнатов продолжит работу в федерации. Кстати, 1 июня - уже когда Игнатов находился в розыске - Хара существенно расширил его полномочия. Наряду с обязанностью осуществлять руководство аппаратом ФПУ и другими функциями Игнатов получил право подписи банковских и финансовых документов, договоров, протоколов, а также корреспонденции, которая направляется предприятиям, созданным или основанным при участии ФПУ. Но арест Игоря Игнатова бросил тень еще на одну организацию - «Актив-банк». «Господин Игнатов и еще двое его коллег из ФПУ... с недавнего времени состоят в наблюдательном совете этого финучреждения», - пишут «Экономические известия». Что любопытно, вошли они в состав наблюдательного совета банка, несмотря на то что президиум федерации так пока и не принял принципиального решения о том, чтобы банк обслуживал ФПУ. - 29 мая состоялось заседание рабочей группы, которая занимается оптимизацией финансовой системы федерации, - рассказывает источник, близкий к руководствуФПУ. - Большинство присутствующих высказались против сотрудничества с «Актив-банком» вопреки тому, что на заседании был и глава ФПУ Василий Хара, который убеждал в том, что нужно принять обратное решение. А в чем же суть сотрудничества с «Актив-банком»? Если судить по копиям документов, попавших в распоряжение «КП», ФПУ фактически становится акционером, то есть совладельцем этого финансового учреждения. Вхождение в состав акционеров осуществляется путем реинвестирования прибыли - проще говоря, ФПУ платит банку сумму в 514 миллионов гривен. Первый взнос - 2 миллиона, затем финансовые каникулы, и затем по 20 миллионов в месяц. Все здорово, но где же взять эти средства, учитывая финансовые затруднения, которые сейчас испытывают профсоюзы. Правда, в качестве залога ФПУ предоставляет банку 7 лучших санаториев Украины, в том числе «Мисхор», «Ай-Петри», «Квггка Полонини»... Не кажется ли схема «честного отъема недвижимости» знакомой?
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
- Наша Федерация объединяет 9 миллионов членов - это огромная сила, - рассказывает Василий Хара. - Только мощные профсоюзы могут противостоять произволу, когда работников просто выбрасывают за проходную предприятия, когда цинично урезают зарплаты и штаты, когда собственники предприятий не улучшают условия труда, а местная власть устанавливает не заоблачные, а по-настоящему космические цены на коммуналку. Личное впечатление: это как раз те самые «правильные слова», говорить которые руководство профсоюзов научилось за их 18-летнюю историю. И, кажется, Хара немного лукавит. Ведь и в самой ФПУ уже несколько месяцев происходят чистки. Людей, много лет проработавших в системе федерации, увольняют просто так - без предупреждения, без объяснения причин. Именно такая судьба постигла моего собеседника - Олега Соловья. Ее также разделили сотрудники информационного направления ФПУ. А еще десятки «несогласных» с новой генеральной линией стоят на очереди. Резонный вопрос: если федерация не может защитить даже своих сотрудников, как же она в действительности готова защищать интересы трудящихся Украины? И не превратилась ли она в обычную коммерческую структуру, единственная задача которой в последнее время - распорядиться нажитой десятилетиями профсоюзной собственностью в неизвестно чьих интересах?
«Комсомольская правда», 23 июля 2009 Олег Андреев
|